• Главная • Страна наоборот • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ПО РУССКОМУ СЕВЕРУ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Андрей Карачев

Дорога на Север

Из Самары в Тихманьгу

1     2     3     4     5

Весь июль стояла замечательна погода, дожди шли редко, каждый день хотелось провести максимально эффективно. Устраивали пикники, ловили рыбу, ходили в лес и на болото за ягодами, вовсю спела черника, голубика и морошка, вот только собирать ее без средств защиты против комаров было невозможно. Самым нашим излюбленным занятием была поездка по реке на лодке, мне с детства всегда нравилось грести веслами, но, к сожалению, в нашей компании я был не один такой, кому это нравилось, и все периодически друг друга сменяли. С годами наша лодка сильно рассохлась и уже не годилась для плавания, отремонтировать ее тоже было некому, в свое время наш дед сделал ее своими руками и периодически ремонтировал. Нашему дедушке Андрею уже много лет, он 1912 года рождения, силы теперь у него не те и он не в состоянии больше ухаживать за своей лодкой. И вот уже несколько лет она «брошенная» лежит на берегу у лодочной станции. Недалеко от нашего дома в деревне живет один замечательный человек, его зовут дядя Вася, он рыбак, у него есть целых 3 лодки, куча моторов и всякой другой техники, мотоциклы, бензопилы и даже 2 бурана, он, наверное, самый богатый житель в этой деревни.

Дядя Вася с сыном Алексеем на сенокосе

Все здесь очень дружные и отзывчивые, охотно помогают друг другу во всем. С дядей Васей наш отец дружит с самого детства, мы так же очень дружны с ним и его семьей. Вот и в этот приезд я и Алексей вечером зашли к ним в гости на чай с вареньем и печеньем. Дома были дядя Вася со своей женой тетей Таней  и их двое детей Ольга и Алексей. На большом круглом столе вместе со сладостями стоял все тот же большой медный самовар, который греется углями, взятыми из печки, тетя Таня все приготовила, и мы все сели за стол. Разговаривали о жизни в деревни и большом городе, делились новостями, за душевной беседой мне нравилось сидеть за этим столом, возле этого самовара, крутить его резной кранчик, за разговором не замечаешь, сколько раз приходилось его открывать и закрывать, сидели до тех пор, пока в самоваре не закончилась вода. Мы не заметили, как на дворе уже настала ночь, нам пора идти домой. Чуть-чуть не забыли, уже на пороге мы попросили дядю Васю одолжить нам на прокат одну из своих лодок на завтра, чтобы покататься по реке. Дядя Вася всегда отличался исключительной добротой, не помню такого случая, чтобы он нам когда-нибудь в чем-нибудь  отказывал, при этом мы все равно стараемся лишний раз его по пустякам не беспокоить. И в этот раз он не отказал нам в просьбе, объяснив, где и как мы можем взять одну из его лодок. С пожеланиями спокойной ночи мы попрощались со всем семейством и отправились домой. Примерный распорядок завтрашнего дня был уже намечен, и мы, довольные, легли спать. Настало утро, или я бы уже точнее сказал день, мы проснулись часов в 11. Окончательно  сделав все свои «утреннее» дела и пообедав, мы стали собираться на лодочную прогулку, на настенных часах время было уже половина первого. Собрав все необходимое, я, Алексей, Наташа и Людмила наконец-то отправились к дому рыбака, оставив машину во дворе, мы решили до него прогуляться пешком. Там на берегу нас ждала лодка дяди Васи, от нашего дома до нее около 3 км. У дома рыбака уровень воды всегда достаточно высокий, чтобы держать лодку, река Тихманьга, вдоль которой располагается деревня, сама по себе не глубокая, на лодке по ней можно проплыть, только весной, когда она сильно разливается. Но даже и в этом случае плыть по реке довольно опасно, вся река утыкана большими валунами, многие из которых скрываются под водой, и если не знать русла, можно сильно повредить лодку или мотор.

Вниз по реке Тихманьга Вид на валуны рядом с домом. Лодка на берегу у дома дяди Васи

Порой река доходит до такого уровня, что наполовину затопляет наши баню и амбар, стоящие на берегу.

Примерно до начала июня лодки здесь ставятся практически у дома, а потом их приходится спускать далеко в низ по течению, т.е. к дому рыбака. Погода нас снова радует, ярко и припекающе светит солнце, по синему небу плывут редкие перистые облака, бабочки и другие насекомые пролетают мимо, радуя глаз. Невольно даже начинаешь забывать, что это Север, на улице  очень жарко, интересно, как там погода в Самаре, климат между этими регионами существенно отличается, боюсь представить насколько там теплее, чем здесь.

Идя по дороге и любуясь всеми красотами Русского Севера, мы незаметно дошли до лодочной станции.

Дорога к дому рыбаков Дом рыбака. Вид на лодочную станцию Вид от дома рыбаков на противоположный берег.

Дом рыбака все такой же, в округе на первый взгляд ничего не изменилось, единственное, что сразу же привлекло мое внимание, это обилие мотоциклов, стоящих возле него - последний раз, когда я здесь был, их было гораздо меньше. Вижу, мототехника в наше время стала заметно доступней, это радует, теперь мотоцикл есть у каждого рыбака, что говорить, это действительно прогресс. У многих в деревни источником основного дохода является рыбалка, пойманную рыбу практически даром сдают местным перекупщикам, поэтому материальное благосостояние рыбаков напрямую зависит от их улова.

Дядя Вася на рыбном промысле в озере Лача Рыбаки в озере Лача

Для рыболовов  настоящее спасение иметь свой мотоцикл, если раньше приходилось несколько раз в неделю весь улов тащить на себе и на приличное расстояние, что было очень тяжело, то теперь, благодаря мотоциклу, можно ловить рыбу где угодно, когда угодно и сколько угодно.

Спустившись к реке, мы увидели лишь несколько лодок, причаленных к берегу,  отыскать среди них свою, по описанию дяди Васи, для нас не составило большого труда. Многие рыбаки еще ранним утром на своих лодках отправились в озеро, существенно опустошив берег.

Берег возле дома рыбака Берег напротив дома рыбака.

Наша лодочка плавно покачивалась на волнах, привязанная к пристани, Наташа и Людмила первые заняли свои места, устроившись возле самой ее кормы. Алексей сложил якорь и сел за весла, затем я оттолкнул лодку от берега, и вот мы уже плывем по нашей речке Тихманьге к озеру Лача. Несколько километров  мы плыли вниз по течению, по очереди садясь за весла, мимо нас изредка проносились моторки с рыбаками. На пути в озеро мы все решили высадиться на одном из островков, чтобы немного отдохнуть на суше, развели костерок и вскипятили воду в заранее приготовленном для этого случая большом чайнике.

На отдыхе

На этом острове росла смородина и крапива, из их листьев Наташа заварила чай. Чайный напиток на удивление получился довольно вкусным и ароматным, мы сидели у костра до тех пор, пока не опустошили весь чайник, после чего на лодке отправились плыть дальше по реке. К озеру Лача можно проплыть через разные русла реки, рыбаки в основном плавают по самому широкому, мы же решили плыть по более узкому и спокойному руслу, по нему практически никто не плавает.