• Главная • Страна наоборот • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ПО РУССКОМУ СЕВЕРУ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Андрей Карачев

Дорога на Север

Из Самары в Тихманьгу

1     2     3     4     5

Вот мы попали в узкую протоку реки, вдоль берега росли деревья и кусты, их ветви грациозно склонялись над водой, от этого река казалась еще уже, вся водная гладь вдоль  берегов была усыпана цветущими кувшинками. Некоторыми местами берега сильно сужались, грести становилось сложнее, и весла задевали сразу оба берега, в этих случаях лодку приходилось толкать шестом. Наш путь лежал через небольшое Пишк озеро,  очень  красивое и не больше метра глубиной, по-настоящему райский уголок, усыпанный  цветущими лилиями, кувшинками и другими озерными цветами.

Пишк-озеро

Кристально чистая вода сверкала в лучах солнца, отражая в себе ярко голубой небосвод. Чтобы не нарушать водное спокойствие и не тревожить илистое дно, мы сложили весла в лодку. Медленно и тихо плывя по течению через озеро, мы с умилением любовались окружающими нас красотами Русского севера, всматривались в  прозрачную воду, разглядывая в ней дно и мелкую рыбешку, плавающую среди водорослей, прикасались и нюхали белоснежные лилии, фотографировались.

Людмила и Наташа в Пишк-озере

На пути в озеро Лача

Ветра совсем не было, лишь маленькие волны, ударяющиеся о борта лодки, нарушали тишину. Все ближе мы подплывали к озеру Лача, река становилась все шире, приевшиеся взгляду желтые кувшинки вдоль берега сменились высоким тростником. С озера  доносился гул лодочного мотора, он плавно нарастал, а затем исчезал,  рыбаки то и дело проносились по нему где-то недалеко от нас. Вот впереди, сквозь поредевшие тростниковые заросли, стало просматриваться огромное водное пространство, наконец-то озеро!

Озеро Лача

Вольный ветер вступил здесь в свои права, играючи покачивая на волнах нашу лодку. В округи не было не души, интересно, где все рыбаки, это, наверное, просто нам так кажется, что никого нет, озеро Лача такое огромное, как самое настоящее море, противоположных берегов просто не видать, поэтому и не удивительно, что мы никого не видим, разбрелись все по нему кто куда.  Все дальше мы заплываем в озеро, хочется плыть к дальним берегам, их пока не видно на горизонте. Какая огромная пустота впереди, лишь изредка кое-где из воды высовываются маленькие тростниковые островки. Со временем, пока мы плавали, ветер вдруг усилился и стало холодать, небо постепенно затянулось облаками и над нами повисла огромная свинцовая туча. Тревожные волны все сильнее раскачивали лодку, с силой ударяясь о ее борта, стремясь проникнуть внутрь, при этом картина вырисовалась потрясающая,  но это красота губительная, еще немного и кричи караул.  Мы решили не дожидаться  разгара всей драматической сцены и быстро погребли назад к нашему спокойному руслу. На озере Лача очень опасно находиться в шторм, волны на нем порой достигаю очень больших размеров,  таких, что без труда могут перевернуть лодку,  из-за этого многие рыбаки не смогли вернуться  домой с рыбалки. Стоит в шторм задержаться в озере хоть чуть-чуть, и останешься в нем навсегда, все об этом здесь знают, и стараются помнить, в противном случае за свою забывчивость или безответственность  приходится расплачиваться собственной жизнью. Каждый год водная стихия забирает себе все новые жизни, в основном это происходит с теми, кто не зная меры, злоупотребляет алкоголем в озере. Тем временем мы благополучно добрались до дома, неизбежно промокнув до ниточки (38, 18 ,6). Как приятно, что в доме есть печка, мы тут же ее растопили, тетя Маша приготовила нам вкусный ужин: салат и картошку с грибами, выпили горячего чаю с черничным вареньем,  обсохли и обогрелись, и никакая хворь нас не возьмет. Шли дни, мы наслаждались отпуском, каждый день, проведенный в Тихманьге, для нас казался праздником, но неизбежно близилось время, когда все-таки пора было уезжать. В последние дни нашего  пребывания в Тихманьге стояла пасмурная погода, видно ей тоже было грустно оттого, что мы уезжаем. Дожди шли не переставая, а на улицу мы практически не выходили, сидели дома, играли в карты, перекидываясь в дурака, иногда смотрели телевизор, в деревни принимаются аж три канала, первый, РТР и Поморье, радио только на УКВ волнах, в общем, смотреть и слушать было нечего, сплошной отдых от цивилизации. Уже становилось все заметней, как осень вступает в свои законные права, с первыми холодами расцвел иван-чай, первый вестник окончания лета и приближения неминуемой осени, а потом незаметно наступит холодная зима. Зимой тут совсем никого, почти все окончательно уезжают в конце октября, после сбора урожая клюквы. Ягод и грибов в здешних лесах и болотах предостаточно, как правило, у каждого местного жителя деревни для их сборов есть свое излюбленное место, из года в год они кто куда разбредается по округе за многие километры от деревни, кто пешком или на лодке, а кто на мотоцикле. В Тихманьге местные жители в основном живут тем, что круглый год занимаются рыбалкой,  охотой, собирают ягоды и грибы,  и сдают все в местный магазин или скупщикам по очень низкой цене, вырученные деньги зачастую тут же пропиваются. Местные мальчишки и девчонки то же не прочь заработать на ягодах и рыбе себе на карманные расходы или в помощь родителям. Они с раннего утра отправляются на рыбалку или за ягодой, что самое удивительное, родители за них при этом мало волнуются, местная детвора окрестности знают не хуже взрослых, с родителями они начинают ходить по лесам и болотам чуть ли не с рождения. Некоторые предприимчивые жители деревни поступают иначе: чтобы продать подороже, они весь свой улов везут в соседние города Каргополь, Вологду или даже в Москву. Удачливый охотник, заваливший медведя в лесу, может несколько месяцев прокормить им свою семью, и неплохо заработать на шкуре, дорого продав ее в Москве. Многие жители деревни Тихманьга  трудятся на местной пилораме, вот только платят на ней очень мало, хочешь - работай за «копейки», а хочешь – нет, больше работать в деревне практически негде, если только еще на лесоповале, там платят больше, но и труд совсем не из легких, жить и работать приходится в лесу, в различных погодных условиях,  мало кому такой труд по душе.

Настал день отъезда, все свои вещи мы погрузили в машину, дедушка Андрей вышел из дома нас проводить, мы уже как по традиции присели на дорожку, на лавочку возле крылечка, деревянные ворота уже были настежь открыты, как бы  выжидая, когда мы через них проедим. Обнявшись с погрустневшим, чуть ли не плачущим дедушкой, и крепко пожав ему руку, мы сели в машину и поехали. Опираясь о клюшку, Дедушка Андрей стоял на дороге у калитки, провожая нас вслед долгим взглядом, мы поднялись на горку, и за поворотом наш зелененький домик скрылся из виду. Вот оно, начало долгой дороги домой, прощаемся с деревней, с речкой Тихманьгой, при этом на душе становится тоскливо, очень хочется вернуться назад, но все когда-то кончается и с этим нужно мериться. Мы провели еще одну ночь в Каргополе у тети Маши, и рано утром 2 августа 2002 г. после ее благословения  отправились в путь. Снова предстоит проделать тот же самый маршрут, только уже обратный, домой, через Няндому, Вологду, Москву, Чебоксары, Тольятти, снова через наших любимых тетушек. Единственное, куда мы решили заехать немного не по пути, проехав лишние 250 км., это в город Богородицк Тульской обл., к нашей старшей двоюродной сестренке Ларисе. Там она живет с мужем Валерой и двумя детьми, Олей и Сашей. Раньше Лариса тоже жила в Самаре, но судьба распорядилась таким образом, что она встретила свою любовь со своим частным домом именно в Богородицке и решила остаться в нем жить. Это очень маленький провинциальный городок, чем-то напоминающий Каргополь, только вот реки рядом нет. Все детство мы с Алексеем провели вместе с Ларисой, она замечательная сестра и мы ее очень любим, не заехать к ней мы просто не могли. Наш приезд для нее был настоящим сюрпризом, мы решили пожить в Богородицке  несколько дней,  съездили вместе с ней и ее детьми на экскурсию в Тулу, затем на Куликово поле, посмотрели множество достопримечательностей, и, конечно же, вдоволь отведали знаменитый Тульский пряник. Домой от Ларисы мы выехали в 3 часа ночи, очень грустно было снова расставаться с сестрой, но я знаю, что еще настанет то время, когда мы снова все встретимся. В голове уже начинают прокручиваться приятные воспоминания о прошедшем лете, как здорово, что мы смогли осуществить такую замечательную поездку на Север. Мы обязательно соберемся в Каргополь на машине еще, постараемся сделать поездку еще интересней, посетить больше неизведанных нам мест и, конечно же, в ближайшем будущем  попариться в нашей новенькой бане, очень бы этого хотелось.