• Главная • Рассказы об Австралии • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •

• Три похода по Северу • Унежма-Каргополье-Кенозерье • Две Золотицы • Рассказ смотрителя маяка • И снова Сельцо... • Водлозеро • Кондопога • Исповедь о поездке в Кижи • С дочкой по русскому Северу • На Северной Двине • Сплав по реке Оять • Прочь от суеты городов • Зимний Валаам • Водлозерские святки • Кожозерье • По Онеге • Из Самары в Тихманьгу •

~  Третий поход по Северу  ~

Путешествие - 1987 г., рассказ о нем - 2006 г.

Рассказ о путешествии по Архангельской области, совершенном в 1987 году в целях ознакомления с русским деревянным зодчеством,  прохождения строительной практики на реставрации деревянной церкви в селе Заостровье Виноградовского района, а также обмеров малоисследованных памятников деревянного зодчества в удаленных районах. Рассказ написан в январе 2006 года как воспоминание о впечатлениях, оставивших неизгладимый след в памяти. Вы найдете много иллюстраций, а также ссылок на другие сайты с родственной тематикой.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Часть 6:   Архангельск - Ижма - Лявля - Конецдворье

4 августа

Жара стояла страшная. На архангельской шикарной набережной царило оживление. На пляже яблоку негде было упасть. В ларьках продавали красивые красные помидоры, соки, мороженое. Мы гуляли по набережной, купались в Северной Двине, наслаждаясь единственным днем отдыха перед следующим крупным этапом нашего путешествия – на следующее утро должны были начать прибывать группы на обмеры малоисследованных памятников.

Посетив местный педагогический институт (куда еще с июля у нас было письмо от архангельской НРПМ с просьбой предоставить жилье студентам на обмерах), мы стали счастливыми обладателями связки ключей от институтского буфета, который оказался светлым и просторным. Расстелили на полу 25 выданных нам полосатых матрасов, сдвинув столы и стулья в угол и поставив их в форме каре, завесили тряпкой стеклянную дверь в коридор, перемыли посуду, которой было предостаточно, и почувствовали себя как дома. Переночевав вчетвером в этом огромном помещении, мы выехали в аэропорт встречать новых членов команды.

5 августа

Первыми прилетели четверо ленинградцев – Вадик, Маша, Вероника и Катя. Уже выходя из аэропорта, в толпе мы случайно увидели еще одну нашу студентку – Ингу Минно, которая прилетела из Таллина, где отдыхала у бабушки, не удосужившись предупредить нас телеграммой о своем приезде, так что встреча эта была настоящим чудом.

Привезли всех в буфет, кинули вещи и пошли на пляж, где просидели до вечера.

Инга Минно на архангельском пляже

Затем у Ани (ну у кого же еще?) родилась очередная гениальная идея. До следующего утра новых прибывающих не предвиделось, и надо же с пользой провести вечер и посмотреть еще один замечательный памятник деревянной архитектуры – древнюю церковь в деревне Ижма, увидев которую, говорят, плакал Ополовников. Не долго думая, наш маленький отряд разделился на две части – одна вернулась в буфет за палатками и спальниками, вторая отправилась закупать продукты. Все встретились снова на речном вокзале в 7 часов вечера, откуда отплыли в Ижму, собираясь провести там ночь. Светило солнышко, закатное небо, сливаясь с водой, было потрясающе красивым, мы фотографировались, жевали семечки, делились впечатлениями за последний месяц и два часа дороги прошли незаметно.

Едем в Ижму

Катер высадил нас на пустынном берегу в 9 часов вечера, откуда, как оказалось, до Ижмы было еще четыре километра. Но дорога была хорошая и мы с песнями быстро дошли до деревни.

Над церковью в Ижме действительно можно было плакать – как могла так близко от большого города сохраниться такая древняя маленькая очаровательная церквушка!

Фотография не увеличивается

Спасо-Преображенская церковь в Ижме датируется 1679 годом и считается одним из самых загадочных памятников в низовьях Двины. Церковь многократно перестраивалась и нынешний ее облик далек от первоначального. Когда-то церковь была трехглавой (что соответствовало трем пределам – Спасо-Преображенскому, Антониевскому и Зосимо-Савватьевскому). Трехглавие было уничтожено в 1717 году. Нынешняя четырехскатная крыша с пятью главками положена прямо на сруб без всякого повала и нависает над стенами, что свидетельствует о ее позднем происхождении. Из-за частых паводков, размывающих берег реки, церковь неоднократно разбиралась и переносилась подальше от берега. Возможно, в один из таких переносов была ликвидирована обходная галерея (о чем свидетельствуют сохранившиеся двери, теперь расположенные высоко над землей), замененная небольшой папертью. В 1848 году над папертью была выстроена колокольня, позднее разобранная «за ветхостью».

Церковь стоит на изгибе маленькой речки, впадающей в Северную Двину, в центре компактной деревни, окруженной лесом, и местность вокруг необычайно живописна.

Чуть в стороне деревни, у старого кладбища, мы поставили две двухместные палатки (привезенные новоприбывшими из Ленинграда просто так, на всякий случай, так как вообще-то ночевать в палатках мы не собирались), развели костер и вскипятили чай. На огонек заглянули двое местных рабочих-дорожников, сели посидеть у нашего костра и рассказали, что недалеко, в семи километрах, есть очень красивое Ижмозеро, где сохранились старинные монастырские кельи и надгробные камни, обещая наутро отвезти нас туда, если мы останемся в Ижме на следующий день. Очарованные рассказом, все дружно решили остаться.

Кому-то, правда, нужно было вернуться в Архангельск, чтобы встретить группу из Уфы, приезжающую поездом в 7.25 утра, и Галю из Ленинграда. Поскольку Галя была моей подругой, выбор пал на меня и я, слегка расстроенная этим обстоятельством, пошла в палатку спать – вставать надо было ни свет ни заря. Ехать со мной вызвался Вадик (ему нужно было позвонить домой), который, правда, спать не пошел, а остался возле костра.

6 августа

В три часа ночи меня вытолкали из палатки, где мое место быстро заняли остающиеся, и мы с Вадиком в темноте пошли на пристань, откуда в 5 часов утра должен был уходить катер в Архангельск.

В катере на наше удивление было довольно много народу, но нам удалось найти пустые лавки и даже чуть-чуть выспаться. Было что-то таинственное и значительное в этой ранней утренней прогулке – начинавшийся рассвет, сонные лица, одетые по-деревенски люди, едущие куда-то по своим делам, мужики в кирзовых сапогах, бабушки в платочках с котомками и корзинами, дети, спящие на руках сонных матерей… Маленький остров, плывущей по зеркальной глади воды, отражение всей нашей огромной страны, 60 процентов населения которой живет вдали от больших городов, кусочек незнакомого нам мира, в котором мы оказались случайно и который кажется таким странным и неизведанным…

Не тает ночь и не проходит,

А на Оке, а над Окой

Кричит случайный пароходик,

Надрывный, жалостный такой.

Кричит, а в нем сидят студентки,

Старуха дремлет у дверей,

Храпят цыгане, чьи-то детки

Домой торопятся скорей.

Он знает, как они огромны,

И как беспомощно мелки

Все пароходы, все паромы,

И пристани, и маяки.

И как планета многолюден,

Он прекращает ерунду,

И тихо шлепает в Голутвин,

Глотая вздохи на ходу…

И хотя действие проходило не на Оке, а на Северной Двине, эта нехитрая бардовская песенка почему-то теперь ассоциируется у меня с той запомнившейся утренней поездкой в Архангельск.

В пол восьмого утра мы были на железнодорожном вокзале, где в зале ожидания уже сидела Галя. Потом все вместе встретили опоздавший поезд из Уфы. Вместо обещанных семи человек приехало всего трое – две девушки, Алла и Юля, и молодой человек, оказавшийся тоже Вадиком. Таким образом в нашей команде стало два Вадика, которых во избежании путаницы стали называть Лен-Вадиком и Уф-Вадиком. Привезли всех в наш буфет, напоили чаем и отправили гулять по Архангельску, а мы с Галей опять поехали на вокзал встречать еще двоих ленинградцев – Иру и Марину. Когда все были в сборе, день был еще в разгаре и мы решили съездить в Лявлю – любимое место дачного отдыха архангелогородцев, как было написано в книжке из «Желтой серии», которая служила нам путеводителем.

Увеличить фотографию

Церковь в Лявле. Фото Вильяма Брумфильда (1998 г.) с сайта http://www.pomorsu.ru/Brumfield/gallery1.htm

Никольская церковь в селе Лявля – один из наиболее древних памятников деревянного зодчества. Построена в 1584(9) году по велению новгородской посадницы Анастасии над гробом ее брата Стефана. Тогда здесь был небольшой мужской монастырь, позднее приписанный к Антониево-Сийскому, в 18-м веке упраздненный и превращенный в обычный приход. В 1804 году Никольский храм был закрыт «за ветхостью», затем отремонтирован. В том же 1804 году была построена каменная Успенская церковь В 19-м веке при очередном ремонте нижние сгнившие венцы были выброшены, и храм опустился на 2.5 м. В 1972 году памятник был частично отреставрирован под руководством В.А. Лапина, основателя музея деревянного зодчества в Малых Корелах. Туда же в музей была перевезена вторая, шатровая Никольская церковь из Лявли, 1581 года постройки.

В Лявле в сильно разрушенном виде сохранилась также каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году, когда деревянная Никольская была временно закрыта.

Недолго погуляв по деревне, мы поспешили вернуться в Архангельск, куда к семи часам вечера должна была прибыть кампания из Ижмы. Приготовили чай, но кампания так и не вернулась.

В этот вечер случилось странное происшествие, порядком напугавшее нас и ставшее предметом бесконечных обсуждений и споров. Когда все легли спать, мы с Галей долго еще сидели вдвоем, обсуждая последние новости и приключения. Иногда наш разговор прерывался странными звуками, напоминавшими тихий стук в окно (занавесок в буфете не было и наши ярко освещенные окна на первом этаже были видны, наверное, издалека). Мы бросались к окну, думая, что это приехала наша опоздавшая группа из Ижмы, но под окном никого не было. Несколько встревоженные этим странным обстоятельством, мы, наконец, решили ложиться спать. Когда мы погасили свет и направились к нашим матрасам, взгляд  невольно обратился к окну и мы застыли в ужасе: снаружи, метрах в пяти, виднелся черный силуэт. Человек (или кто бы это ни был) стоял, пристально глядя на нас, видный в окне по пояс, а потом стал плавно и медленно приближаться, словно бы не ступая, а плывя по воздуху. Мы с Галей схватились за руки, еще не зная, что делать, но когда лицо привидения приблизилось вплотную и прижалось к стеклу, раздался наш оглушительный визг. Тут началось что-то невообразимое. Разбуженные нашим визгом девушки из Уфы, ничего не понимая, тоже подняли крик. Лен-Вадик, которому спросоня показалось, что мы увидели на полу змею, вскочил с матраса и на четвереньках стал ползать по полу, пытаясь найти и убить мерзкую тварь. На пути он наткнулся на Уф-Вадика, который пытался вылезти из своего спальника, в результате чего тот окончательно в нем запутался, и только стол остановил нашего мужественного защитника. Нас Галей разобрал истерический смех и мы корчились на полу в судорогах, не в силах его остановить. Уф-Вадик, сумевший к этому времени высвободиться из мешанины матрасов, рюкзаков и спальников, навел, наконец, порядок и заставил нас объяснить, в чем дело. Когда все подошли к окну, таинственного незнакомца там уже не оказалось.

7 августа

В 7 часов утра мы были разбужены кампанией из Ижмы, с шумом и гамом бесцеремонно вторгшихся в нашу тихую обитель… но не через дверь, а через окно. Оказалось, что здание было еще закрыто, они не хотели поднимать шум и решили воспользоваться уже имевшимся опытом из Зачачья. Мы с Галей были несколько озадачены, наблюдая, с каким трудом они пытаются забраться в окно, подставляя какие-то чурки и ящики – окно, как выяснилось, было высоко над землей и человек, стоявший под ним на земле, не мог дотянуться до подоконника. Вспомнился вчерашний черный силуэт, так легко подошедший к окну и видный по пояс. Что это было – так и осталось для нас загадкой. Наши товарищи посмеялись над нами, не веря этой истории и приписав все ночным страхам, но мы на всякий случай решили передвинуть  матрасы подальше от окна к противоположной стенке.

Кампания из Ижмы рассказала о своих приключениях. Не найдя на Ижмозере никаких монастырских келий и надгробий (очевидно, рассказ молодых людей был очередной архангельской шуткой), они опоздали на вечерний катер и были вынуждены остаться в деревне еще на одну ночь, которая выдалась холодной и дождливой. Одна из палаток оказалась протекающей и все семеро забились во вторую, тоже двухместную. «Мы решили на будущее учесть этот ценный опыт» - записала в дневнике Галя, не зная еще, какими пророческими окажутся эти слова.

В этот день вечером ожидалось прибытие последней группы из Волгограда, и днем мы решили съездить на рейсовом катере в Конецдворье.

Конецдворье – «конец дворам». За этой чертой уже нет земли, пригодной для жилья. Дальше к морю – лишь безлесные топкие болота. Михайло-Архангельская церковь в 1769 году была куплена местными крестьянами и перевезена сюда из Кузнечевской слободы Архангельска. Когда она была построена в Архангельске – неизвестно. Предполагают, что это очень древний памятник, единственный сохранившийся от того времени, когда весь город был деревянным. Колокольня поставлена в 1769 году. В 19-м веке ее шатер заменен на существующее фигурное завершение. К началу 20-го века церковь настолько обветшала, что ее хотели сломать, но вмешалась археологическая комиссия и разрешила только расширить позднюю трапезную.

Фотография не увеличивается

Церковь и колокольня при подъезде с реки видны издалека, и, надо сказать, издалека выглядят более внушительно. Они стоят на низком островке, который весной заливается водой, дома сгрудились вокруг в хаотичном порядке, обращенные к ним то окнами, то въездом, то огородами, словно люди, прилепившиеся к церкви и сгрудившиеся вокруг нее в страхе перед водами потопа или житейского моря.

Конецдворье встретило нас холодным пронизывающим ветром и хмурым небом, готовым вот-вот разразиться дождем, а также грозными деревенскими мальчишками, вооруженными луками и стрелами. Незадолго до этого вышел новый советский фильм «Стрелы Робин Гуда», и юные конецдворцы умело подражали легендарному герою, увидев в нашей одетой в походные куртки и штормовки кампании врагов и выбрав своей мишенью.

С трудом вырвавшись из окружения, мы осмотрели церковь, которая была, к сожалению, закрыта. Зато дверь на колокольню была распахнута настежь, и мы поднялись наверх, где обнаружили медный колокол, да еще не какой-нибудь, а отлитый в 18.. году (точную дату разобрать не удалось) специально для этой колокольни, как гласила надпись. Нам захотелось позвонить в него, и мы позвонили сначала тихонько, а потом громче, пока не стало казаться, что гул разнесся по всей деревне. Из домов по соседству стали выглядывать испуганные лица местных жителей, потом какой-то мужчина попросил нас больше не звонить, объяснив, что в деревне это считается сигналом к пожару.

Фотография не увеличивается

Затем самые стойкие из нас Ира и Марина остались на пристани рисовать, несмотря на непогоду, а остальные решили прогуляться по окрестностям. Неожиданно путь нам преградило странное природное явление – не то река, не то озеро, не то залив. Вероятно, именно непонятное происхождение этого водоема и пробудило в нас желание искупаться в нем, хотя погода явно не располагала к водным процедурам. Оба Вадика купаться отказались и еще больше закутались в куртки и свитера. Мы разделись и кинулись в воду, которая обожгла нас холодом словно кипятком. Вылезать сразу было стыдно – ведь с берега на нас смотрели две пары мужских глаз, и, превозмогая холод и дрожь, мы еще немного мужественно поплавали к бурному восхищению зрителей.

На пути обратно мы увидели новый объект для внимания - овец в загоне, зрелище, весьма банальное для человека деревенского, но очень привлекательное для городского. Галя решила сфотографировать овец на слайды, и, пытаясь привлечь их внимание, стала громко блеять. Овцы удивленно повернули к нам свои морды и некоторые из них даже стали отвечать ей. Но все дело испортил хитрый маневр Аллы и Юли из Уфы, придумавших более эффективное средство - они достали из карманов хлеб и баранки. Организованной толпой овцы кинулись к хлебу, и растерянная Галя бежала за ними с фотоаппаратом, жалобно взывая: «Бяши, бяши, ну куда же вы!».

Вернувшись к церкви, мы были несколько удивлены, увидев Иру с Мариной сидящих на крыльце какого-то дома и ничего не нарисовавших. Оказалось, что они снова были атакованы местными мальчишками, в арсенале которых, кроме луков, были еще и ножи.

_____________________________________________

Здесь следует рассказать о современном Конецдворье, которое сильно отличается от того, которое мы видели. В 2004 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и инициативе председателя Центризбиркома РФ Александра Вешнякова, уроженца села Конецдворье, финансировавшего работы, было решено провести «реставрацию» церкви и колокольни. Дальше привожу цитату с официального сайта Архангельской и Холмогорской епархии: «Строители трудились два месяца начиная с июля. Церковь и колокольню восстанавливали тридцать человек. От старого храма ничего не осталось. Церковь практически отстроили заново. Единственный элемент, который остался, - валуны в фундаменте. Для увеличения объема их заключили в бетонные мешки». Колокольня сохранилась лучше, чем старый храм. Ее просто обшили со всех сторон.

Увеличить фотографию

Современное Конецдворье. Фото Романа Стюфляева. Его статью «Вознесение в розовых очках» о поездке в Конецдворье в 2005 году можно прочитать по адресу: http://world.lib.ru/s/stjufljaew_r_s/konetsdvorje.shtml

http://world.lib.ru/s/stjufljaew_r_s/dvina.shtml - фотографии к статье.

10 октября 2004 года состоялось освящение нового храма. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон в своем слове отметил: "Случилось поистине чудо. Еще совсем не так давно мы не могли и помышлять, что это случится. Мы думали, в лучшем случае придут реставраторы по линии министерства культуры и отреставрируют памятник архитектуры XVIII века. То есть внешний облик мог бы быть возвращен, но не как храму, а как памятнику. Мы увидели бы безжизненные стены, не наполненные духом, и это был бы только мертвый памятник, но этого не случилось. Еще полтора года назад мы видели, в каком состоянии находился этот храм. По милости Божией случилось так, что наш замечательный земляк Александр Вешняков обратил свой взор в родовое село и вспомнил о своих корнях - о жителях, о вас всех - и загорелся добрым желанием воссоздать этот прекрасный храм. Сегодня мы вдохнули дыхание жизни в эти стены".

Воздержусь от комментариев по поводу такого оригинального подхода к реставрации. Этот метод, увы, не новый – вспомним село Зачачье, где он был применен еще в 1909 году. Однозначной оценки, наверное, быть не может, и мнения по этому поводу наверняка разделятся. Старый памятник, конечно, погиб, но новый не выглядит так уж плохо – новорожденная церковь, судя по фотографиям, построена вполне качественно, и радует глаз своей свежестью. Даже село с ней вроде выглядит веселее, да и паломников новая постройка привлекает, похоже, больше, чем старая. Все-таки церковь построили по образу и подобию предшественницы, как неоднократно поступали еще в 18-м и 19-м веках, а новая трапезная однозначно выглядит лучше, чем предыдущая. А могло бы быть и хуже – могли бы снести совсем и построить на этом месте что-нибудь суперсовременное из стекла и бетона.

Дискуссию по поводу этой «реставрации» можно прочитать на сайте «Малые острова России»:

Фотографии новой церкви можно увидеть по ссылкам:

Продолжение

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Автор просит извинения за качество фотографий на этих страницах - большинство из них переснято со старой выцветшей слайдовской пленки и представлено здесь в натуральную величину, так как уменьшать их не представляется целесообразным. Кроме того, в этом рассказе пришлось все-таки использовать чужие фотографии с интернета за полным отсутствием своих. В этом случае авторство фотографий оговаривается особо.

____________________

ТРИ ПОХОДА ПО СЕВЕРУ

(рассказ-воспоминание):

Вступление: История одной книжки или Как все началось

Первый поход (1985 г.)

Ленинград – Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга Согинцы Юксовичи Заозерье Гимрека Щелейки – Петрозаводск – Кижи.

Второй поход (1986 г.)

Каргополь - Саунино Лядины – Большая Шалга – Красная Ляга Лёкшмозеро – Масельга Порженское Кенозеро (Горбачиха, Видягино, Тарышкино, Усть-Поча, Филипповское) – Конёво – Бережная Дуброва Пустынька Ракульское - Кирилловское - Турчасово - Пияла Верхняя Мудьюга Онега – Архангельск.

Третий поход (1987 г.)

Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – ЧухчерьмаВерхние Матигоры – Антониев-Сийский монастырь - Емецк – Зачачье – Ратонаволок – Березник - Заостровье (Яковлевское или Яковлевская) Виноградовского р-на - Сельцо - ТулгасВерхняя Уфтюгаснова Архангельск – Ижма – Лявля – Конецдворье Заостровье (Рикасово) Приморского р-на – Малые Корелы – г. Онега – д. Подпорожье (Онежского р-на)д. Унежмастанция Унежма – Малошуйка - Нименьга - Ворзогоры

________________________

.Деревня Мондино

(Дополнение ко Второму походу)

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006

(Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д. Унежма, ст. Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в 2006 году. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение Второго похода по прошествии ровно двадцати лет).