•
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ПО РУССКОМУ СЕВЕРУ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ |
.
. Дарил Хардман (Daryl Ann Hardman) По Онеге . Вступление: Дарил Хардман – моя знакомая из Англии. Несколько лет мы переписывались на тему русского Севера, а в 2014 году, наконец, встретились и даже совершили совместную поездку в деревни Верхняя и Нижняя Золотица Архангельской области. Дарил давно увлекается русской историей и культурой, хорошо знает русский язык, многократно бывала в России, связана с нашей страной не только в силу своих увлечений, но и по работе. Дарил – переводчица (русский-английский), а также основатель и директор нескольких благотворительных фондов. Четыре года она работала в резиденции архиепископа кэнтэбэрийского (главы англиканской церкви) в сфере внешне-церковных отношений, возглавляла фонд св. Андрея Первозванного. Позднее ею был основан фонд помощи белорусскому детскому хоспису в Минске, ставший ее любимым детищем. Впервые побывав на Соловках со своими православными друзьями, Дарил была очарована русским Севером, особенно его деревянным зодчеством, и с тех пор ежегодно путешествует по Архангельской области и Карелии, пишет путеводитель по русскому Северу. Совсем недавно вместе в английским фотографом Ричардом Дэвисом она создала еще один фонд, связанный с Россией – «Деревянная архитектура под угрозой», целью которого является финансовая помощь тем церквям, на которых силами местных энтузиастов уже ведутся реставрационные работы. Ближайшие планы фонда: помощь в реставрации Никольского храма в Ворзогорах (организатор работ – священник о. Алексей Яковлев) и отливка колоколов для колокольни в Турчасово (организатор работ – Алексей Сютин). http://www.friends-bch.org.uk/ Сайт детского хосписа в Минске, попечителем которого является Дарил Сайт фонда «Деревянная архитектура под угрозой» http://www.richarddavies.co.uk/woodenchurches/index.html Фото-сайт Ричарда Дэвиса «Деревянные церкви на русском Севере» В августе 2004 года Дарил с русскими друзьями совершила байдарочный поход по реке Онеге. Она прочитала мои Три похода по Северу как раз перед тем, как отправиться в путешествие, и, вернувшись, написала о своих впечатлениях. С этого письма, собственно, и началось наше знакомство. Из письмо я узнала много нового о состоянии тех мест, где я была в 1986 году, во время Второго похода по Северу (см. раздел Турчасово-Пияла и Пустынька). Сейчас, конечно, там уже многое изменилось, особенно в Турчасово, где местными энтузиастами во главе с Алексеем Сютиным проведены большие восстановительные и консервационные работы на церкви и колокольне. Ниже – письмо Дарил с описанием байдарочного похода по Онеге в августе 2004 года (фотограф – dr. Alexander Pokhilko, Англия). ____________________________ . Наше путешествие началось в Плесецке, где мы взяли маршрутку до реки, собрали байдарку и отправились вниз по Онеге. Второй ночлег был в деревне Пустынька. Деревня, к сожалению, почти полностью заброшена. Психиатрический интернат был закрыт 7 лет назад. Окна в домах выбиты и все заросло высокой травой. В деревне живет только один пожилой мужчина, у которого хранятся ключи от церкви. С ним жил его зять, приехавший сюда на лето. Он пришел познакомиться с нами (мы поставили палатку прямо у входа в деревню, рядом с железными воротами). Я до сих пор жалею, что мы не попросили показать нам церковь изнутри, хотя молодой человек сказал, что там ничего не осталось. Он сказал также, что периодически ходят разговоры о том, чтобы создать в Пустыньке турбазу, что, я думаю, было бы очень хорошим делом.
. Дорога, как вы знаете, полностью заросла. Теперь единственный путь в Пустыньку – на собственной лодке, так как продуктовых рейсов больше не существует. . Мы видели остатки лесосплава на излучинах реки. По-видимому, сплав леса по Онеге полностью прекращен там, где трактор не может подъехать к реке, чтобы вывезти бревна. Нам сказали это в г. Онега. . Следующим пунктом маршрута была деревня Кирилловка (Кирилловская). Деревня недавно горела и стоит в руинах. Восстановлен только один дом, где живет единственный житель; его маленькая лодка причалена тут же внизу у пристани, но самого его мы не видели. Мы вскарабкались вверх по обрыву и осмотрели остатки деревянной часовни. Собственно говоря, от нее почти ничего не осталось, только нечто наподобие апсиды. . Дальше мы были в Ярнеме, которая с прекращением лесозаготовок пришла в упадок, хотя до сих пор там есть два магазина и дискотека! .
Ярнема. Окно дискотеки. . В с. Прошково (Городок) мы видели каменную церковь. Местные жители рассказали нам, что церковь была покинута в 1998 году, но находилась еще в хорошем состоянии. Пять лет назад в ней случился пожар и крыша полностью сгорела. Это очень печально, тем более что никто, похоже, не собирается ее восстанавливать. . . Прошково (Городок) . Следующая остановка была в Турчасово. Церковь и колокольня в очень печальном состоянии, очевидно, никто не смотрит за ними, несмотря на наличие таблички "Памятник находится под охраной государства". . . Турчасово. Сейчас над восстановлением этого прекрасного ансамбля работают местные энтузиасты во главе с Алексеем Сютиным, и в церкви уже проводятся службы. . . . . . Турчасово ... . Церковь в Пияле в несколько лучшем состоянии, и колокольня до сих пор стоит.
. Пияла . Мы решили не идти в Верхнюю Мудьюгу, потому что, как вы знаете, последний онежский тройник сгорел несколько лет назад. . В Подпорожье мы видели прекрасную кубоватую Владимирскую церковь. Покрытие главок и крыши местами отваливается, оставив конструкции незащищенными, так что я думаю, церковь может скоро рухнуть. Как вы думаете, имеет ли смысл обратиться к русскому правительству по поводу того, в каком запущенном состоянии находятся эта и другие церкви? . . Подпорожье .
. . Дальше мы посетили г. Онегу, Кий остров и затем Кижи, сделав несколько вынужденных остановок в силу плохой погоды и неудобного расписания поездов. . . г. Онега. Церковь Св. Лазаря (Свято-Лазаревская, есть и другое её название Тихвино-Лазаревская) на старом городском кладбище. XIX в. . . Закат над Онегой . . |
.
|
.