• Главная • Рассказы об Австралии • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •


.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ И.М. Ульянов ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Полное собрание сочинений в двух томах. Версия для сайта Страна Наоборот (раздел Унежма)

 

Страна Помория

или

Северная вольница

.

.

Глава I

 Страна Помория

1    2

До заселения русскими Беломорье было глухим и диким краем. На берегу студеного, неласкового, с холодными ветрами моря кое-где жили люди, изредка появлялись русские, финны, норвежцы, шведы, знакомились с жизнью местного населения.

Первые письменные сведения о населении побережья Белого моря оставил норвежец Отер, побывавший в нашем краю во второй половине IX в. Он сообщает, что вся эта земля пустынна и только в немногих прибрежных местах имеются поселения «лесных финнов» (что равнозначно славянскому «лопь лешая», лопари), которые занимаются охотой и рыболовством. После плавания Отера начались частые набеги иностранцев с целью грабежа, выколачивания дани, беспошлинной выгодной торговли.

В XI в. на побережье Белого моря появляются первые выходцы из Новгородской земли. Лихие новгородские ушкуйники, беглые казаки через леса и болота в поисках лучшей жизни, спасаясь от непомерных поборов и притеснений феодалов, шли в необжитые земли. Поездки на Север в то время были сопряжены с огромными трудностями и риском, требовали смелости и упорства. Никаких дорог не было, пробираться приходилось по рекам и озерам, перетаскивать суда и лодки волоком. Случалось, участники походов гибли в пути. В 1032 г. новгородец Улеб со своими людьми прошел в Белое море, но обратно возвратились не все. «Мало их прииде», – писал летописец.

Суровая и дикая природа Беломорья не пугала отважных русских первопроходцев. Невзирая на трудности и опасности, новгородцы снова и снова отправлялись в далекие неизведанные «полуночные» страны. Богатые бояре набирали смельчаков, давали им суда, продовольствие, оружие и отправляли «за волок». Их влекли богатства Севера: пушнина, сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб.

В древних новгородских летописях далекая северная земля упоминается как земля сказочных богатств. Землепроходцы, возвратившиеся из походов, рассказывали о дремучих лесах, полных пушного зверья, о богатых рыбой и жемчугом реках, о множестве озер, о тундре, где пасутся несметные стада диких оленей. Предприимчивые новгородцы уже в первой половине ХII в. освоили пути в Беломорье и начали вести меновую торговлю с местным населением – саамами и карелами. Вначале саамы жили вместе с русскими, охотно приобретали у них изделия из железа: ножи, топоры, иглы, крючки, платя за это мехами, рыбой, моржовым клыком. Эти товары пользовались большим спросом на рынках Новгорода и всей внутренней России. Особенно дорого ценилась пушнина.

Кто же такие саамы и что это за народ? Саамы – это племя смелых охотников, метких стрелков, искусных рыболовов, неустрашимых пастухов. Не одну тысячу лет живут они в тундре. Лопь, лопари – так называли этот народ раньше. В далекой древности саамы занимали на севере Европы большие территории. Долгие годы они подвергались нападениям воинственных скандинавов, шайки которых проникали далеко вглубь их территории, отбирали у рыбаков и оленеводов добро, заставляли платить дань. Когда появились русские, саамы вместе с ними отражали нападения многочисленных врагов.

С русским народом саамы жили в мире и дружбе. От русских они научились пользоваться орудиями охоты и рыболовства, в их быт вошли дома русского типа, русская письменность, русский язык стал для них вторым родным языком. Русские приучили их носить одежду из ткани. О том, что в недалеком прошлом в Беломорье жили саамы, говорят многие географические названия. Изучением их происхождения и развития занимается наука топонимия.

 .

       Топонимика Беломорья

 Топонимика Беломорья – сплав различных в хронологическом отношении пластов. Зона распространения самого древнего пласта довольно обширна и границы ее установить трудно. Этот пласт отличается тем, что невозможно выяснить значение составляющих его топонимов, исходя из известных нам языков. К таким топонимам относятся: Выг, Суна, Ужма, Шижма, а также многие другие, оканчивающиеся на -га, -ма, -па, -кса, -та и т.д. Подобные им и даже одинаковые с ними топонимы-близнецы встречаются по всему северу Европейской части СССР. Видимо, население, оставившее их, говорило на одном языке, или на близко родственном.

 По мнению ученых, расселение древних людей на территории Европейской части относится к X-IX тысячелетиям до н.э. Эти люди пришли с Урала и Западной Сибири. Спустя несколько тысячелетий, около 2500 г. до н.э., началось движение племен с юга, из Волго-Окского бассейна. Этот поток был более мощным и первые поселенцы постепенно растворялись в нем.

Следующий пласт в топонимике Севера – саамский. Саамы – наиболее древние из известных жителей Севера европейской части СССР. Саамская топонимика широко распространена на обширной территории. Она включает Коми АССР, Карельскую АССР, Архангельскую, Вологодскую, Ленинградскую области. В виду того, что она мало изучена, трудно судить о былом расселении саамов. Проживая значительно южнее своего теперешнего места обитания (Кольский полуостров), саамы оставили след в топонимике по всей территории Беломорья и Карелии. Поскольку предки нынешних саамов были немногочисленным племенем кочующих охотников, рыболовов и оленеводов, количество названий саамского происхождения невелико.

В одном из ранних русских исторических документов ХVI в. говорится: «Да на Кемской ж земли жили лопари крещеные и некрещеные... по лешим озерам...»  «В ХVI в. лопь сохранилась в Беломорье – у Сумского Посада, на реке Шуе (северной), на реке Керети, на реке Ковде, не говоря уже о Кандалакше», – к такому выводу пришел профессор Д.В. Бубрих, проводивший исследование жизни в Беломорье. О том, что Саамы проживали значительно южнее, чем ныне, говорят и более ранние исторические памятники. В относящемся к ХIV в. «Завещании Лазаря Муромского» – основателя Муромского монастыря (1332 г.) говорится: «А живущие тогда именовались около озера Онега лопляне и чудь». Подтверждением тому служат саамские названия, например, название села Нюхча в Беломорском районе КАССР. Основа этого слова «нюхч» в переводе с саамского означает «лебедь». Этой основы нет в других финно-угорских языках, что служит надежным доказательством ее саамского происхождения. Названия сел с той же основой (слова-близнецы) – Нюхча и Занюхча есть в Архангельской области на реке Пинеге. Вот еще топонимы саамского происхождения: Важинка (река), Важинская пристань, Верхние Важины (населенный пункт), Важозеро (все в Карелии), Важгора, Подваженье (рыболовная тоня в Архангельской области между Унежмой и Кушерекой). В основе всех этих названий – саамское слово «важ» – самка оленя. Убедительным свидетельством проживания саамов в Беломорье и Карелии служат топонимы, включающие в свой состав прежнее название саамов – лопь: Лопское озеро, Лопская река, Лопское, Лопская гора, Лопская Матка (названия населенных пунктов в КАССР).

В более близкие к нам времена состав населения изменился, тут появились карелы[1] и финны. Карельские, вепские, финские названия выделяются довольно легко. Здесь в роли топонимов выступают сложные слова: первая часть их – определение ко второй, являющейся обычно географическим термином, например Сямозеро, Водлозеро, Нижмозеро. На территории Карелии часть топонимов имеет в своем составе термин «гора» – «ваара» – «варакка»: Ноттоваракка, Малиновая варакка, Шелговаракка (Карелия), Варничная варака, Великая варака в Унежме Архангельской области.

Самый верхний слой в топонимике Севера – русский. Русский топонимический пласт занимает второе место после карельско-финского. Большинство русских названий сосредоточено в районах наиболее раннего и плотного заселения русскими – побережья Белого моря.

При заселении Поморья происходило смешение русского и карельского народов, которых русские называли «каянами», «кайванами», а прибрежная лопь была вытеснена еще дальше на север. В настоящее время карелы вместе с новгородскими выходцами отмечаются как природные жители в деревне Кянда Онежского района. Карелами по происхождению считают себя жители деревни Нижмозеро, обрусевшими карелами – жители деревни Пурнема, расположенной тоже на Онежском берегу. Роль карельского происхождения отразилась и в названиях жителей сел: пурнемцы – католики, пушлахтяне – шведы, нижмозерцы – кайваны, каяны, что свидетельствует о выходе из Каянской земли. Такой же след оставили карелы в названиях жителей Кандалакшского побережья: жителей Ковды называли «караками», жителей Княжой – «кокарами», жителей Терского берега и Кандалакшской губы – «пеккой».

Часто изменения в национальности отмечаются самим населением и связываются в первую очередь с утратой языка. Т.А. Берштам в книге «Поморы» пишет: «Один из жителей с. Колвицы в возрасте 40 лет сообщил, что он «переродок». На вопрос, что это значит, он ответил: «Отец и мать карелы, а я переродок: дети мои на карельском языке говорить не могут».

Русское население Белого моря почти везде было связано с карелами, т.к. формирование значительной поморской территории происходило на землях, основным населением которых являлись карелы. Как отмечает Т.А. Бернштам, «особая роль в сложении поморского населения на Онежском, Поморском, Карельском, Кандалакшском берегах принадлежит карелам. Карелы вместе с русскими участвовали не только в заселении Беломорья, но и в организации океанических промыслов в западной части Кольского полуострова».

Но продолжим о топонимах. К русским по происхождению названиям относятся топонимы, образованные от собственных имен: Данилово, Анд­ронова гора, Авдеево, Ломоносово, Петрозаводск и многие другие. А такие названия как Мирный, Полярный круг, Североморск, Комсомольск, Солнечный возникли уже в советское время.

Топонимы, естественно, не могут подсказать даты своего появления, но они несут приметы своего времени, когда возникли. Некоторым топонимам суждено существовать века, пережить не только своих создателей, но и тех, кто пришел им на смену в другие исторические эпохи. Топонимия не стоит на месте, и в наше время ежедневно появляются новые названия: городов, поселков, станций, районов, улиц и т.д. В советское время возникло много наименований-мемориалов в честь выдающихся государственных и партийных деятелей, людей науки и искусства, героев Гражданской и Отечественной войн (площадь Ленина, ул. Кирова в Петрозаводске, ул. Адмирала Головко, капитана Копытова в Мурманске).

.

       В составе Новгородской республики

Кроме саамов, в Беломорье жили различные племена восточных славян, которые известны под общим названием «заволочская чудь». В XI-XII вв. усиливаются связи русских с населением Северных земель, которые впоследствии были включены в состав Новгородского княжества.

Новгородская земля, в состав которой входило Заволочье, явля­лась одной из крупнейших на Руси. Ее территории простирались далеко на север, включая Донскую землю и Урал. С подвластных племен новгородские феодалы собирали дань. В то время на территории Беломорья не было ни новгородских вооруженных сил, ни администрации. Новгород управлял северными землями с помощью местной знати, которая старалась сосредоточить власть в своих руках. Для достижения этого она нуждалась в поддержке могущественного Новгорода. Новгородским же феодалам было выгодно поддерживать местную знать, так как через нее они могли управлять краем. Сбор дани в пользу Новгорода осуществляли зажиточные крестьяне и старейшины.

Новгородская земля и весь Север избежали жестокого разорения, которому подверглись русские княжества в результате нашествия монголо-татарских орд. Но Север не избежал разорительных войн. На беломорские земли обрушивались удары немецких и шведских захватчиков, финнов и датчан. Население в Заволочье на вновь обживаемых русских территориях было редким, много богатых промысловых угодий пустовало, в то время как в Новгородской и других землях тысячи крестьян бедствовали, живя на «неродимой землице». В неурожайные годы они в поисках средств существования покидали родные места и шли в богатые «полуночные» стра­ны промышлять рыбу и зверя.

Пришлые люди селились по соседству с саамами и карелами, хозяевами этих земель, роднились с ними. Там, где оседали русские крестьяне, появлялись представители новгородской власти, они проводили учет населения, занося всех в писцовые книги, заставляя платить налоги. Спасаясь от повинностей, некоторые крестьяне уходили еще дальше на север. В первой половине XII века новгородцы и другие русские люди заселили, хотя и не густо, нижнее течение рек Северной Двины, Мезени, Онеги, побережья Белого моря и, по утверждению К. Маркса, «Неизмеримые пространства между Ладожским озером и Белым морем, Новой Землей и Онегой были ими несколько цивилизованы».

С местным населением – саамами и  карелами – русские жили мирно. Мест для промысла, пашни и сенокосов хватало всем. В русских поселенцах местные жители видели наиболее подходящих партнеров для меновой торговли. От них можно было получить сукно, пряжу, посуду, ножи, топоры, иглы, крючки. Когда у саамов случались голодные годы, они обращались к русским и русские не отказывали им в помощи. Русские принесли с собой новые формы хозяйствования – зачатки земледелия, скотоводства, более современные способы ловли рыбы. Они имели опыт в судостроении, умели вываривать соль из морской воды, выпекать хлеб, ткать, шить одежду, строить теплые бревенчатые дома.

Заселение Заволочья русскими крестьянами ускорило развитие края. В то время селиться и жить у моря было небезопасно. Морские разбойники под видом купцов могли напасть и разграбить селение, поэтому первые поморские села находились на некотором отдалении от моря, а на морском берегу жители имели избушки на время лова рыбы. Позднее, когда стало менее опасно жить у моря, из таких промысловых избушек возникли селения.

Начиная с ХV в. новгородские феодалы усиливают эксплуатацию жителей и подвластных земель, бояр и купцов уже не удовлетворяет сбор дани, они стремятся создать в захваченных землях вотчины, начинают более широкое освоение природных богатств. Бояре забирают в свои руки не только свободные земли, но и земли крестьян-общинников. Они скупают пахотные, сенокосные, охотничьи угодья, рыболовные тони. Уже в середине XV века почти все земли Поморья оказались в руках новгородских феодалов. Самыми крупными из них были владения Марфы Борецкой, известной под именем Марфы-посадницы. Только в Карелии ей принадлежало 300 деревень, на берегу Белого моря Сума и другие села, большие участки на Терском берегу, острова в Белом море.

О том, что первые русские поселенцы Беломорья были потомками выходцев с Новгородской земли, подтверждается особенностями говора постоянных жителей Поморья. Например, вместо звука «ч» они, как и новгородцы, употребляют звук «ц» – «цай», «целовек», «цорный», и т.д. Поморские жители называют юго-западный ветер «шелонником», также как его называли древние новгородцы – по имени реки Шелонь, впадающей в озеро Ильмень с юго-западной стороны.

Для укрепления своей власти новгородцы начали вводить христианство, которое внушало народу смирение и покорность перед богатыми и имущими. Христианская церковь начинает строить монастыри, чтобы укрепить новую веру в народе.

Монастыри постепенно захватывают и скупают землю у крестьян и заставляют их платить подати или работать на монастырских землях. Таким образом, монастыри были для крестьян такими же эксплуататорами, как и новгородские феодалы – бояре. Беломорская знать признала новую веру, а вот большинство простого народа упорно не хотело ее признавать и долго придерживалось сво­их прежних языческих обрядов.

Земли «за волоком» (Заволочье) – бассейн Северной Двины, Онеги, Белого моря, сыграли большую роль в истории нашей страны, они стали исходным пунктом для продвижения на север и восток. Отсюда поморы шли к «Соловецкой пучине», а выйдя из нее, открывали новые земли, архипелаги, морские пути. От перепутья северных рек начиналась великая дорога в Сибирь. К концу XIV в. Заволочье (Двинская земля) превратилось в довольно населенную и экономически развитую область. Сюда из центра России продолжали бежать крестьяне. Они расчищали леса под покосы, разводили скот, занимались вываркой соли, охотой на зверей, рыбным и морским зверобойным промыслом. Во многих местах, в том числе и на Беломорском берегу, появились посады – торгово-промышленные поселения, сложилось собственное боярство. Орлец-городок, центр края, имел каменные укрепления. К тому времени Двинская земля объединяла все Беломорье, бассейн Северной Двины, Онеги, Мезени, Кольского полуострова.

В 1397 году Двинская земля решила освободиться от власти Новго­рода. Новгородцы подавили восстание и взыскали штраф: 3000 коней и 2300 рублей серебром. Штраф по тем временам был огромный – один рубль приравнивался к 100 беличьим шкуркам. Уплата такого штрафа была под силу богатой и обжитой земле. В 1471 году, потерпев поражение в битве на реке Шелони, Новгород Великий уступил Двинскую землю московскому князю Ивану III, а через семь лет потерял самостоятельность и вместе с северными землями, включая Лапландию, вошел в состав единого Российского государства.

Период, в течение которого Беломорье входило в состав Новгородского княжества (нач. ХII – кон. ХV вв.), характеризовался значительными изменениями в жизни северных народов. За этот период окончательно разрушился первобытно-общинный строй, на смену ему пришел феодальный. Несмотря на усиливавшуюся эксплуатацию крестьян, феодальные отношения были более прогрессивными, чем первобытно-общинные, и способствовали более быстрому развитию Беломорских земель. Между Беломорьем и Новгородом усилились торговые связи, для удовлетворения потребностей новгородского рынка получили дальнейшее раз­витие охота, рыболовство, морские промыслы, солеварение. В XIV–XV вв. на Двинской земле возник целый ряд торговых районов и поселков. В новгородский период упрочились и политические связи населения Беломорья с русским народом. В совместной борьбе с общими врагами – немецкими, шведскими и другими захватчиками – еще более окрепла дружба народов, их судьбы оказались тесно связанными.

 .

       Москвы уголок

После падения Новгорода все земли на Севере были переданы в собственность государства – как тогда говорили, «отписаны на государя». Крестьяне Беломорья стали считаться «государственными» и обязаны были нести возможные повинности в пользу московского Великого князя. В Заволочье, после перехода его под власть Москвы, сложилось большое неравенство в землепользовании. Богатые имели в несколько раз больше земли, чем бедные, часть жителей, бобыли и казаки, совсем ее не имели. Летом они работали у богачей на рыбных промыслах, зимой – на солеварнях. Некоторые плотничали, занимались работой по найму.

В отличии от средней и южной России, крестьяне Беломорья кроме подворной подати платили в государеву казну два крупных сбора: десятину с промысла, то есть десятую часть выловленной рыбы, и пошлину от продажи своих продуктов. Те, кто занимался солеварением, обязаны были платить цренный оброк – налог с доходов от солеварения. Сбором подати и пошлин занимались старосты и данники, которые выбирались на сходах из местных жителей, в основном из более имущих крестьян. Управление и суд в Беломорье осуществлялись через двинского наместника, который подчинялся Москве. На местах всеми делами управляли старосты. Для решения важных вопросов и исполнения правительственных поручений с Двины присылали приказных людей и судей.

 


[1] В литературе встречается также написание «корелы». Очевидно, оба написания грамматически правильны (примечание составителя).

 

 1    2

СТРАНА ПОМОРИЯ (ОКОНЧАНИЕ)

.

И.М. УЛЬЯНОВ:
От составителя
Краткая биография
СТИХИ
СТРАНА ПОМОРИЯ:
Глава I. Страна Помория
Глава II. Поморская вольница
Глава III. Поморка
Глава IV. В немцы...
Глава V. По топям и лесам
Глава VI. Остров чудес
Глава VII. В сузёмах
Глава VIII. Москвы уголок
Литература о Севере
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Фотовставка
МУРМАНСК - УНЕЖМА:
Коньячок тети Нюры
Унежма. Ольга Григорьевна
Наш "Чапаев"
Не забывай те грозные года!
Дима, Ира и Матвейка
Заключение
Автобиография
Об альбомах от составителя
Альбом № 1
Альбом № 2
Альбом № 3
Альбом № 4
Альбом № 5
Незаконченный альбом
Файлы для книги в pdf

.

УНЕЖМА (ГЛАВНАЯ):
Новости
Календарь на 2017 год
Приглашение к сотрудничеству
Информация для туристов
Унежма из космоса
Фотогалерея 2010
Фотогалерея 2009
Фотогалерея 2007
Фотогалерея 2006
Фотогалерея 2001
Унежма в литературе
Двухтомник И.М. Ульянова
Моя книга об Унежме
История Унежмы
Книга памяти
"Сказание" А. Дементьева
Крест на острове Ворвойница
Унежма-Каргополье-Кенозерье
На краю моря (очерк)
Ссылки

 

 

 

.


Главная      Унежма