•
•
~ Первый поход по Северу ~ |
|
|
Путешествие - 1985 г., рассказ о нем - 2004 г. |
.
Рассказ о путешествии по Русскому Северу - Ленинградской области и Карелии, совершенном в 1985 году в целях ознакомления с деревянным зодчеством. Рассказ написан в 2004 году как воспоминание о впечатлениях, оставивших неизгладимый след в памяти. Вы найдете много иллюстраций, а также ссылок на другие сайты с родственной тематикой.
1 2
.
Часть 1: Ленинград – Лодейное Поле - Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга
.
___________________________________________________________________
.
В первое путешествие мы отправились вдвоем – я и совсем тогда малознакомая девица Аня, которая только что перевелась на наш курс с другого. Собирались поехать и другие люди, но постепенно все отпали, оставив нам решать, что мы будем делать – ехать или нет. Вечером накануне отъезда наши мамы собрались на военный совет – отпускать или нет двух совсем еще молодых студенток в неизвестные края. Но вещи уже были собраны, билеты куплены и приговор был вынесен: «Ехать». Итак, рано утром мы оказались в автобусе на пути в Лодейное Поле, впервые в жизни не зная, где нам предстоит провести следующую ночь. В Лодейном Поле мы выяснили, что нам нужно в село Свирское, рядом с которым находятся знаменитые монастыри, и что туда ходит автобус. "Мы резко отличались от местной публики: все были одеты по деревенски, в резиновых сапогах, и мы среди них выглядели довольно комично" (отрывок из дневника). Тут стоит описать нашу одежду. Аня была одета в супермодные тогда розовые брюки и старый полинявший отвисший сзади свитер. Я – в пудовых туристских ботинках, длинной цыганского типа юбке и коротенькой модной голубой курточке. К этому нужно добавить еще два огромных тяжелых фотоаппарата «Зенит» и старые неудобные папины рюкзаки столетней давности. Красивая дорога шла лесом, и у нас слегка замирало сердце от неизвестности, но в общем все было хорошо. Еще издали мы увидели сверкающие купола церквей, это было потрясающее зрелище. Среди аккуратной деревни, на берегу красивейшего озера – два белокаменных монастыря – Свято-Троицкий и Преображенский. Не буду подробно описывать здесь монастыри и их архитектуру – все это можно найти в книгах и в Интернете, например, на сайте Александро-Невской Лавры http://www.absolutetravel.ru/al_sv.htm Мой
рассказ – о наших личных
впечатлениях. Добавлю только, что в
Троицком монастыре, сочетающем в своей
архитектуре новгородские и московские
традиции, находится уникальная каменная
трехшатровая звонница 17-го века.
Троицкий монастырь находился тогда в
процессе реставрации, а в
Преображенском был сумасшедший дом и
попасть можно было только на колокольню.
В Троицком монастыре уже были
восстановлены крыльцо и звонница
одноименного собора, и только что
законченная тесовая кровля трапезной
палаты с металлическими флюгерами на
трубах сияли своей новизной. В келейных
корпусах жили немногочисленные
реставраторы. Жилые комнаты легко было
отличить – в них единственных были
стекла. В одной из келий мы и нашли себе
временное пристанице, с разрешения
гостеприимных хозяев, которым было
скучно в выходные и они были рады
незванным гостям. С ними мы ездили на
первую в жизни рыбалку, которая
произвела на нас неизгладимое
впечатление. Монастыри расположены на
большом Рощинском озере, которое
соединяется с другим небольшой речкой,
второе озеро – с третьим и т.п. Молодой
реставратор, Сергей, сказал нам, что
сейчас мы будем ловить рыбу... старым
свитером. В одной из мелких проток,
соединяющих озера, где воды по колено,
была устроена запруда из веток, в центре
которой было оставлено небольшое
отверстие. «Сергей взял свитер, завязал
узлами рукава и ворот, и привязал свитер
к дырке в запруде. Мы с Аней остались у
запруды, а Сергей пошел к началу речки и,
громко шлепая по воде, стал гнать на нас
мелких окуней, которых в этой речушке
было великое множество. Когда он подошел
совсем близко, мы с Аней, чувствуя, как
скольские окуни ударяются о наши руки,
вытащили свитер. Он был полный окунями» (отрывок
из дневника). Уха из такой рыбы варится
следующим образом: рыба кладется в
марлевый мешочек и варится в кастрюле.
Кидается картошка, лавровый лист, перец,
и, когда уха готова, мешочек с рыбой
вынимается. Отвар получается густой и
насыщенный и не нужно вылавливать
мелкие кости. На
пути обратно мы заблудились – с
простора лесного озера плохо видно вход
в маленькую речку, берега кажутся сплошь
заросшими лесом. «Когда мы выплыли,
наконец, в первое озеро, солнце садилось,
и стены монастырей были окрашены
розовым светом». На Рощинском озере мы
провели два дня, рисуя, гуляя по
монастырю, катяяся на лодке,
фотографируя. К сожалению, из фотографий
мало что получилось - сдуру я взяла с
собой обыкновенную цветную, а не
слайдовскую пленку. Проведя по
возвращении три дня в ванной в отчаянных
попытках напечатать что-нибудь путное,
безнадежно составляя сочетания из 33
фильтров разных оттенков, изведя кучу
дорогой фотобумаги и совсем отчаявшись,
я поняла, что фотографии безвозвратно
потеряны. Следующим промежуточным пунктом нашего путешествия был Олонец, откуда на маленьком местном автобусе мы приехали в деревню Новинка (уже на территории Карелии). Это оказалась небольшая глухая деревня домов в 20 на берегу Новинского озера. «По дороге в автобусе мы разговорились с женщиной и она посоветовала нам обратиться в последний дом, мол, там живет одинокая старушка и она вас пустит. Это оказалась старая бревенчатая изба, но когда мы вошли в нее, мы ахнули: мы попали в другой мир из старой русской сказки. Нас встретила большая, в пол избы, руская печь, все было чисто вымыто, на деневенном крашеном полу лежали чистые полосатые тканные половики, кровать была застелена белым покрывалом, на окнах висели светлые занавески. И среди всего этого – старушка, милая и приветливая. Она напоила нас чаем и накормила вареной картошкой» (отрывок из дневника).
Немного отдохнув, мы пошли искать
деревню Пертисельга, километрах в 2-х от
Новинки, где, как мы знали, есть старая
деревянная Георгиевская часовня 18-го в. «Мы прошли еще сотню метров и за деревьями открылось озеро и деревня на берегу. Эта деревня была, сразу видно, старая и заброшенная. Черные избы (всего штук 6) стояли покосившиеся, с заколоченными окнами, с выбитыми стеклами. Народу – ни души. Мы прошли всю деревню и, наконец, около одного дома увидели старуху, похожую на бабу-ягу, с типично карельским лицом. Мы спросили у нее, как найти часовню, но она сделала вид, что не слышит нас. Мы знали, что часовня в роще и, увидев невдалеке лес, пошли по тропинке в сумрачную тень деревьев. Долго брели мы по густому темному лесу, так что в конце концов мне стало жутко, и, наконец, метрах в пяти я неожиданно увидела черную бревенчатую стену. Он неожиданности я ужасно испугалась, взглянула вверх и увидела среди ветвей шатер звонницы. Часовня стояла среди деревьев, древняя, сама как бы выросшая из земли. Дверь была приоткрыта. Мы с Аней осторожно вошли внутрь и оказались в полной темноте. Дальше была еще одна дверь, мы вошли в нее и при слабом свете из маленького окна разглядели огромный резной крест и какие-то белые расшитые полотенца не нем, стул у окна, пучки трав, развешенные по стенам, корочку хлеба и расческу на полке у стены. Первая наша мысль была: «Тут кто-то живет, наверное, баба Яга». Мы в ужасе выскочили из часовни. Постепенно мы начали понимать, что часовня «действующая», что туда из окрестных деревень приходят люди и приносят дары. Так вот почему старушка в деревне не хотела говорить нам, как пройти сюда. Мы снова вошли в часовню, и когда глаза привыкли к темноте, стали разглядывать реликвии. Было что-то языческое в этой затерянной в лесу часовне, в этих полотенцах, конфетах, лежащих тут же, в оплывших остатках свечек, облепивших весь огромный крест в углу. Мы ходили по часовне и доски под нами устрашающе скрипели и прогибались под ногами. Потом нас заели комары и мы вынуждены были уйти из этого захватывающего дух места» (отрывок из дневника). Так состоялась наша первая встреча с Деревянным зодчеством. Вечером того же дня мы пошли на кладбище в д.Новинка посмотреть на часовню Михаила, Петра и Павла (18 в.). «Она была немного больше, чем в Пертисельге, обшитая досками и покрашенная в желтую краску. Дверь была закрыта и нам удалось только заглянуть в окно. Там стояли иконы, но обстановка была уже не та, что в Пертисельге» (отрывок из дневника). . |
Автор просит извинения за качество
фотографий на этих страницах. Хорошей
цветной пленки тогда еще не было, да и
фотограф я была только начинающий. И,
хотя в интернете можно найти много
гораздо лучших фотографий, не хотелось
заимствовать чужие, и я решила поместить
то, что есть в наличии. _____________________ (рассказ-воспоминание): . Вступление: История одной книжки или Как все началось
Первый поход (1985 г.) . Ленинград – Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга – Согинцы – Юксовичи – Заозерье – Гимрека – Щелейки – Петрозаводск – Кижи.
Второй поход (1986 г.) . Каргополь
- Саунино
– Лядины – Большая Шалга –
Красная Ляга
– Лёкшмозеро – Масельга –
Порженское – Кенозеро (Горбачиха,
Видягино, Тарышкино, Усть-Поча,
Филипповское) – Конёво – Бережная
Дуброва – Пустынька – Ракульское -
Кирилловское - Турчасово -
Пияла –
Верхняя Мудьюга
– Онега – Архангельск.
Третий поход (1987 г.) Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – Чухчерьма – Верхние Матигоры – Антониев-Сийский монастырь - Емецк – Зачачье – Ратонаволок – Березник - Заостровье (Яковлевское или Яковлевская) Виноградовского р-на - Сельцо - Тулгас – Верхняя Уфтюга – снова Архангельск – Ижма – Лявля – Конецдворье – Заостровье (Рикасово) Приморского р-на – Малые Корелы – г. Онега – д. Подпорожье (Онежского р-на) – д. Унежма – станция Унежма – Малошуйка - Нименьга - Ворзогоры ________________________ (Дополнение ко Второму походу) ________________________ Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006 (Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д. Унежма, ст. Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в 2006 году. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение Второго похода по прошествии ровно двадцати лет).
|