• Главная • Страна наоборот • Другие города • По русскому Северу • Унежма • Малошуйский музей народного быта • Люди и судьбы • Разное •


• Три похода по Северу • Унежма-Каргополье-Кенозерье • Две Золотицы • Рассказ смотрителя маяка • И снова Сельцо... • Водлозеро • Кондопога • Исповедь о поездке в Кижи • С дочкой по русскому Северу • На Северной Двине • Сплав по реке Оять • Прочь от суеты городов • Зимний Валаам • Водлозерские святки • Кожозерье • По Онеге • Из Самары в Тихманьгу •


 ~  Третий поход по Северу  ~

 

 

Путешествие - 1987 г., рассказ о нем - 2006 г.

.

Рассказ о путешествии по Архангельской области, совершенном в 1987 году в целях ознакомления с русским деревянным зодчеством,  прохождения строительной практики на реставрации деревянной церкви в селе Заостровье Виноградовского района, а также обмеров малоисследованных памятников деревянного зодчества в удаленных районах. Рассказ написан в январе 2006 года как воспоминание о впечатлениях, оставивших неизгладимый след в памяти. Вы найдете много иллюстраций, а также ссылок на другие сайты с родственной тематикой.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Часть 1:    Архангельск - Холмогоры - Ломоносово - Чухчерьма

.

.

Третий поход бы самым длинным, самым многочисленным по составу участников, самым организованным и в то же время самым бестолковым из всех. Этот поход, из которого сохранилось меньше всего фотографий и больше всего эмоций и воспоминаний, сыграл существенную роль в судьбе по крайней мере двух его участниц – именно он в конце концов привел нас в нашу Землю Обетованную, в маленькую деревушку на Белом море, которая стала нам постоянным отпускным пристанищем на следующие 10 а то и больше лет.

Чтобы рассказать о третьем походе, придется начать с небольшой предыстории.

Шел четвертый курс института. Неожиданно в Москве как-то стихийно, само собой, организовалось некое студенческое движение, которое вылилось в создание Всесоюзного общества студентов-архитекторов, а короче ВОСА. Волны из Москвы пошли по всему Союзу, участниками общества стали студенты из Ленинграда, Уфы, Волгограда, Еревана и других городов. Не берусь судить, каковы были глобальные цели и задачи этого новоиспеченного общества, наверное, они были великие. Движение было стихийным, бурным, эмоциональным, наш институт гудел как потревоженный улей, постоянно проводились съезды, слеты и собрания членов общества то в Москве, то в Ленинграде, на которые съезжались люди из разных городов, для чего в нашем студенческом общежитии целый зал был переоборудован в огромную спальню. Идей было много - от устройства совместных выставок проектов и рисунков до обмена студентами на практиках, организации движения в защиту деревянного зодчества, проведения совместных поездок по городам России, походов и т.д. и т.п. Всё горело ярко, но, забегая вперед, нужно сказать, что где-то через год сгорело дотла и общество перестало существовать таким же неожиданным и таинственным образом, каким и появилось на свет.

Но тогда, на четвертом курсе, все было в самом разгаре. Моя подруга Аня, участница первого и второго походов, была одним из самых активным членом ВОСА в нашем институте. На ее квартире постоянно проходили ночные сборища, тусовался какой-то странный народ, бесконечные поездки в Москву опустошали наши и без того тощие студенческие кошельки. Автор этих строк в силу природной стеснительности не проявляла такой бурной активности, но тоже была сильно увлечена новыми идеями. Учебники и конспекты были заброшены (благо до летней сессии было еще далеко) и мы с Аней сбегали с лекций после первой пары и отправлялись в наше институтское кафе, где варили замечательный крепкий черный кофе, дабы обсудить новые планы и идеи. В этом кафе было проведено несчетное количество часов и выпито несчетное количество чашек кофе с лимоном. Время пролетало быстро и незаметно,  где-то в глубине институтских лабиринтов проходила лекция за лекцией, а мы с упоением пили чашку за чашкой и планов громадьё росло в геометрической прогрессии.

Одной из самых авантюрных Аниных идей была идея «Ударить велопробегом по северному бездорожью и разгильдяйству», теперь, по прошествии 20 лет, ставшая очень популярной и воплощенная в жизнь многими отважными или просто безрассудными вело-туристами, о чем свидетельствуют многочисленные отчеты о подобных походах в интернете. Но в те времена идея была довольно оригинальной и подверглась суровой критике с моей стороны – о состоянии северных дорог мы были уже хорошо осведомлены, да и наша спортивная подготовка была недостаточна для того, чтобы тащить на себе не только рюкзак, но и велосипед. После жарких споров, едва не доходивших до ссор, идея трансформировалась в нечто более разумное и приличное с моей точки зрения, а главное, не связанное с такой большой затратой физической энергии – было решено организовать отряд добровольцев на обмеры малоисследованных памятников деревянного зодчества русского Севера в труднодоступных местах.

Итак, соглашение было достигнуто, примирение скреплено новой чашкой кофе и мы энергично принялись за дело. Были разосланы письма в дружественные институты других городов с приглашением студентам принять участие в нашем начинании, а также послано письмо в архангельскую научно-производственную реставрационную проектную мастерскую с предложением своих услуг на добровольных началах (то есть бесплатно) и просьбой выслать список малоизученных и удаленных памятников. Паралельно Аня в устном порядке вела агитацию среди наших сокрурсников.

Ближе к лету начали приходить ответы на разосланные нами письма – намечались группы из Уфы и Волгограда. С нашего курса тоже набралось человек 10 желающих, так что осуществление идеи представлялось вполне реальным. Представитель архангельской НРПМ даже зашел к нам в институт самолично, будучи в Ленинграде проездом. Он привез список из 20 памятников, упомянув при этом, что самый труднодоступный из них в деревне Унежма.

Лето приближалось, мы были счастливы от близости осуществления наших планов, и только две вещи омрачали наше безоблачное существование – вместе с летом неумолимо приближалась сессия, а после нее – обязательная производственная практика на одной из строек города. Нам очень не хотелось на стройку (тогда мы еще не понимали всей важности практического строительного опыта в архитектурной профессии), и думали, как бы ее избежать.

В одной из поездок в Москву Аня познакомилась с группой студентов-математиков из московского университета, собирающихся в стройотряд на Северную Двину в село Заостровье, где уже второй год летом по инициативе ВООПИиК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры) проводились работы по консервации деревянной Рождественской церкви 1623 года постройки.  Во главе со своим руководителем В.А. Птицыным они пришли пообщаться с архитекторами в МАРХИ, где и попали в поле Аниного внимания, и ей удалось напроситься в их отряд. В Ленинград мы вернулись вооруженные солидно выглядевшей бумагой с подписями и печатями, в которой говорилось, что стройотряд приглашает трех студенток ЛИСИ (перечислены имена) взамен строительной практики принять участие в консервационных работах по памятнику старины (что является равноценной ей заменой) и обязуется обеспечить выполнение всей необходимой учебно-производственной программы. Письмо это, правда, не произвело должного влияния на нашего зам. декана, и пришлось пройти длинный этап по различным инстанциям и этажам нашего славного института, прежде чем на бумаге появилась желанная подпись: «не возражаю».

Для обмеров нужны были теодолиты, и мы, заручившись письмом из архангельской НРПМ, договорились с нашей кафедрой геодезии о выдаче во временное пользование четырех приборов под нашу материальную ответственность. На той же кафедре мы прошли короткий курс обучения пользования теодолитом, так как небольшие практические навыки, полученные на геодезической практике после первого курса, были уже основательно забыты.

Ума не приложу, как мы умудрились, несмотря на пропущенные лекции, все-таки сдать сессию, причем сдать досрочно - перед практикой мы хотели еще проехаться по Северной Двине, для чего нужно было выкроить время. Но вот все было позади, все организационные дела улажены, мы были свободны как птицы и уже вполне четко вырисовался маршрут предстоящего путешествия:

С 6 по 12 июля – путешествие от Архангельска до Заостровья Виноградовского района (место предстоящей практики) с остановками в Холмогорах, Ломоносове, Чухчерьме, Верхних Матигорах, Антониево-Сийском монастыре, Зачачье и Ратонаволоке.

С 12 июля по 1 августа – строительная практика в Заостровье (Виноградовского р-на) с посещением близлежащих сел Сельца и Тулгаса.

С 1 по 3 августа – переезд в Архангельск с посещением Верхней Уфтюги.

С 3 по 9 августа – проживание в Архангельске, встреча групп, прибывающих на обмеры труднодоступных памятников по Аниному плану, попутно – посещение музея деревянного зодчества в Малых Корелах и окрестных деревень Ижмы, Лявли, Конецдворья и Заостровья (Приморского р-на).

9 августа – выезд групп на места предстоящих обмеров, которые предстояло определить позднее в соответствии с количеством прибывшего народа.

Первую часть путешествия, включая практику, мы собирались провести втроем.  Мы – это Анна Климова, Светлана Шолпо и скромный автор этих строк, то есть все участницы второго похода, исключая Ольгу, которая больше и слышать не хотела о подобных авантюрах.

Итак, 6-го июля мы вылетели в Архангельск и направились в гостиницу «Двина», где рассчитывали остановиться. Гостиница встретила нас неприветливо – сначала мы три часа простояли в очереди в регистрацию, затем солидного вида дама за стойкой, у которой наш несолидный вид, очевидно, не вызвал должного доверия, долго с укоризненным видом рассматривала нас. Наши сильно потрепанные в прошлом походе громадные рюкзаки и угрожающего вида тренога одного из четырех теодолитов (три других должны были подвезти позже приезжающие на обмеры из Ленинграда) явно смущали служительницу порядка и она, наконец заявила, что может дать нам два одноместных номера с дополнительной раскладушкой, но вещи мы должны сдать в камеру хранения. После небольшой перепалки, в которой обе стороны безуспешно пыттались проявить максимальную выдержку и вежливость, мы получили-таки вожделенные ключи, а также разрешение на внос рюкзаков. Треногой пришлось пожертвовать и она была на наш страх и риск сдана таки в камеру хранения.

Остаток вечера прошел в безуспешных поисках столовой. Отчаявшись, мы купили в магазине булку и банку сливового джема, скромно поужинали в номере и легли спать – назавтра предстояло много серьезных дел.

7 июля.

Утром мы поехали в архангельскую реставрационную мастерскую – встретиться в ГАПом и обсудить детали будущих обмеров, а также разведать обстановку по поводу жилья в Архангельске в августе предположительно для двадцати человек. ГАП оказался очень приятным человеком и все организационные вопросы были решены довольно быстро. Мы вместе сочинили необходимые рекомендательные письма к представителям властей на местах с просьбой оказывать всевозможную помощь студентам на обмерах, а также письмо к руководителям архангельского педагогического института с просьбой предоставить жилье.

Вторую половину дня провели в прогулках по городу, которые не берусь здесь описывать – Архангельск большой и интересный город, там есть что посмотреть, поэтому отсылаю любопытных к другим сайтам, где можно найти соответствующую информацию.

http://www.pomorland.info/index.php?p=about2a

Статья об Архангельске на сайте Архангельская область. Поморский край.

http://fortress.vif2.ru/list/arhangelsk/

Сайт об истории Архангельска

http://www.arh-eparhia.ru/

Архангельская и Холмогорская епархия

http://world.lib.ru/p/piterskij_k/kot2.shtml

Статья «Поморская столица глазами питерского ученого кота» об Архангельске.

http://locman.net/Cities/index.php?town=Archangelsk&page=gr

Статья об Архангельске.

8 июля.

На этот день была запланирована поездка в Холмогоры, Ломоносово и Чухчерьму, куда из Архангельска ходил катер «Заря». Светило солнышко, пейзаж за окном выглядел приветливо и тепло, мы оделись по-летнему и отправились на первую экскурсию.

Село Холмогоры – довольно большой по сельским меркам поселок – было центром Двинских земель и Архангельской и Холмогорской епархии до появления Архангельска (сейчас – районный центр Холмогорского района). От прежних времен сохранились каменные Архиерейские палаты с надвратной церковью Иакова, построенные  первым архангельским и холмогорским архиепископом Афанасием (конец XVII - начало XVIII века) и пятиглавый Спасо-Преображенский собор с колокольней (зодчие Федор и Иван Стафуровы). В архиерейских палатах в течении 36 лет отбывала ссылку семья Брауншвейгов – правительница Анна Леопольдовна и ее супруг Антон Ульрих, отец престолонаследника Иоанна IV, которые нашли здесь последнее пристанище. Оставшиеся в живых дети были позднее помилованы Екатериной II и высланы в Данию. В тех же палатах позднее размещалась мореходная школа и женский Успенский монастырь. В настоящее время эти памятники возвращены православной церкви.

Холмогоры (как и село Ломоносово напротив) знамениты также традиционным искусством резьбы по кости, которое возникло здесь в 18-м веке, в период расцвета морских промыслов. Для резьбы используются моржовый клык, зуб кашалота, трубчатые кости крупного рогатого скота и даже бивни мамонта. В 1930 году здесь была создана профессионально-техническая школа резьбы по кости и косторезная артель, позднее переросшая в фабрику, которая существует до сих пор.

Подробнее о Холмогорах можно прочитать на сайтах:

http://www.pomorland.info/index.php?p=about9b - Архангельская область. Поморский край.

http://www.arkhadm.gov.ru/Culture/Site3/Map/Kholmogorsky/Kholmogorsky.html -

Статья «Холмогорская земля – культурный центр Архангельской области)

Погуляв по Холмогорам и осмотрев достопримечательности мы, оставив вещи в одном из домов (главной обузой был, конечно, неподъемный теодолит с треногой), решили на пароме переправиться на остров Куростров в село Ломоносово, в четырех километрах от Холмогор, где, как известно, родился наш знаменитый соотечественник.

На пути к пристани мы попали в настоящие песчаные дюны, слегка усложнившие наш путь к реке, так как идти по песку было тяжело. К тому же мы увидели, что паром уже причалил  и из него выходят пассажиры, из чего по логике вещей следовало, что сейчас он пойдет обратно. Последние двести метров пришлось даже бежать, увязая в песке, так как капитан делал явные приготовления к отплытию, несмотря на то, что пассажиров, кроме нас, не было. Когда до пристани оставалось метров 20, капитан убрал сходни, с веселой улыбкой помахал нам рукой и паром отчалил. В отчаянии мы стали размахивать руками и кричать ему, чтобы он подождал, и – о чудо! – паром вернулся. Мы радостно вскочили на него – но увы, только для того, чтобы услышать, что паром идет обратно через два часа! Так началась серия архангельских, а затем и онежских шуточек, с которыми нам еще не раз придется столкнуться в этом походе.

Утомленные пробежкой по песку, мы легли на берегу в ожидании обещанного отплытия. Солнце, светившее все утро, скрылось за тучами и стал накрапывать мелкий дождик, постепенно усиливавшийся, что дополнялось неожиданно поднявшимся ветром. Температура катастрофически падала. Спрятаться от дождя было некуда, но мы стойко оставались на своем посту, полные решимости выполнить намеченные планы ни смотря ни на что.

Через два часа паром действительно отчалил и вскоре мы, дрожа от холода в наших насквозь промокших одеждах, вышли на берег, по которому почти 300 лет назад ступала нога знаменитого ученого-самоучки. Здесь нас ждала неожиданная встреча – на берегу мы увидели небольшую группку таких же промокших и дрожащих туристов, среди которых узнали нашего преподавателя эстетики. Оказалось, что он путешествовал по архангельской области по туристской путевке и их группа направлялась из Ломоносова в гостиницу в Холмогорах.

Ветер все усиливался, дождь постепенно переходил в ливень и перед нами встал выбор – пойти в музей или в магазин, который заманчиво маячил неподалеку, и где наверняка можно было купить еду и теплую одежду.  К своему стыду должна признать, что животные чувства взяли вверх над эстетическими – магазин победил.  Там были куплены хлеб и сало, а также замечательные теплые свитера, одев которые, мы почувствовали себя на верху блаженства.

Небольшое село Ломоносово (ранее – деревня Мишанинская, которая слилась потом с д. Денисовкой) на Курострове по странной причуде судьбы является родиной не только великого русского ученого и поэта М.В. Ломоносова (1711-1765), но также известного скульптора Федота Ивановича Шубина (1740-1805), современника Ломоносова (отец Шубина, кстати, был резчиком по кости), и математика Михаила Евсеевича Головина (1755(6)-1790), племянника Ломоносова (по другим сведениям Головин родился в с. Матигоры или в д. Хетка).

Биографические ссылки:

http://lomonosov.pomorsu.ru/rodos.html

История рода Ломоносовых

http://cray.onego.ru/forums/veche/posts/2354.html

Любопытная статья про старообрядцев в роду М.В. Ломоносова

 

http://www.hrono.ru/biograf/shubin.html

http://www.rulex.ru/01250246.htm

Биография Ф.И. Шубина

 

http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=4&f=66

Биография М.И. Головина

Главной достопримечательностью с. Ломоносова является музей, открытый в августе 1941 года (дата сама по себе примечательна – самое начало войны!) в здании бывшего сельского клуба,  до этого – земской школы, построенной к 200-летию со дня рождения Ломоносова на месте, где стоял дом его отца. В музее можно увидеть экспозицию, посвященную жизни и деятельности ученого и просветителя, а также выставку работ холмогорских косторезов и картины северных художников. Перед музеем - небольшой квадратный пруд, по преданию вырытый отцом Ломоносова, а также памятник ученому (скульптор И.И. Козловский). Этот памятник, похоже, третий по счету в с. Ломоносово – первым был небольшой деревянный монумент в виде пирамиды на прямоугольном постаменте, установленный здесь еще в конце 18-го века П.И. Челищевым, другом и соратником А.Н. Радищева. Вскоре после выхода в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» и ссылки Радищева в Сибирь, Челищев предпринял путешествие по Северу России и установил этот монумент. Вторым была, похоже, скульптура И. П. Мартоса, которая в настоящее время находится в Архангельске перед зданием архангельского государственного технического университета.

Недалеко от музея расположена каменная церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1738 году зодчим П.К. Некрасовым, хорошо знакомым с Ломоносовым. В архиве этой церкви были найдены документы, подписанные рукой будущего ученого в 1726-1730-х гг.  

http://www.pomorland.info/index.php?p=mus13

Статья о с. Ломоносово с сайта Архангельская область. Поморский край.

http://lomonosov.pomorsu.ru/index.html

Официальный сайт музея в Ломоносово

http://www.museum.ru/m947

О музее М.В. Ломоносова в с. Ломоносово

Но вернемся к нашему рассказу. Времени оставалось не так уж и много – на этот день было запланировано также посещение деревни Чухчерьма на противоположном берегу Двины. Поэтому, бегло осмотрев снаружи музей и церковь, мы снова направили свои стопы к заветной пристани, где опять долго просидели в ожидании парома. Когда мы прибыли в Чухчерьму, было уже 10 часов вечера, и о возвращении в Холмогоры не могло быть и речи.

Ночлег нашелся быстро – первая же встречная бабушка пустила нас к себе, постелила свежее постельное белье на высоких кроватях с мягкими перинами и пуховыми подушками, накормила картошкой с грибами и напоила горячим чаем. Мы согрелись и почувствовали себя в силах продолжить прогулку, несмотря на поздний час. Ночи были еще светлые, и мы решили прогуляться к двум деревянным церковным ансамблям Чухчерьмы, чтобы рано утром выехать в Верхние Матигоры – следующий пункт нашего маршрута.

Деревня Чухчерьма раскинулась на высоком берегу Северной Двины, которая здесь широкая, величественная и полноводная. Панорама деревни фланкируется двумя ансамблями, встречающими суда, идущие как вверх, так и вниз по реке, и служащими для них своеобразным маяком. Церкви поставлены на изгибе реки, так что они никогда не видны одновременно. На южной околицы села – Никольская и Введенская церкви, построенные во второй половине 19-го века на месте упраздненного Никольского монастыря, известного с 15-го века. На северной околице, на высоком холме, круто обрывающемся к реке,  стоит небольшая церковь Василия Блаженного (построенная предположительно в 1824 году на месте сгоревшей предшественницы) и шатровая колокольня. Когда-то это был «тройник», включавший в себя также великолепную девятиглавую Ильинскую церковь 1657 года, которая сгорела в начале 1930-х гг.

Фото не увеличивается

Церковь Василия Блаженного и колокольня на северной окраине села

Упоминание о Чухчерьме можно найти в весьма любопытной статье англичанина Дэвида Бакстона, путешествовавшего по Архангельской области в 1932 году: http://magazines.russ.ru/zvezda/2002/7/baksst.html

В статье говорится, что Ильинская церковь сгорела за год до его приезда.

 

По следующей ссылке можно найти панно Елены Репиной, изображающее тройник в Чухчерьме в полном виде:

http://www.artrussia.ru/russian/artists/picture.php?pic_id=272&foa=a&page=1&PHPSESSID=810cb80c7a87ee18ee80490be5e333c3

А мы, прогулявшись по деревне, сели у реки возле церкви, любуясь бескрайним простором. Долго сидели мы на высоком берегу, и мимо нас, сверкая огнями, с музыкой торжественно проплыл большой белый туристский теплоход. Как мы позавидовали сами себе!

Продолжение

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

.

Автор просит извинения за качество фотографий на этих страницах - большинство из них переснято со старой выцветшей слайдовской пленки и представлено здесь в натуральную величину, так как уменьшать их не представляется целесообразным.

 

 ____________________

.

ТРИ ПОХОДА ПО СЕВЕРУ

(рассказ-воспоминание):

.

Вступление: История одной книжки или Как все началось

 

Первый поход (1985 г.)

.

Ленинград – Лодейное Поле – Александро-Свирский монастырь – Новинка – Пертисельга Согинцы Юксовичи Заозерье Гимрека Щелейки – Петрозаводск – Кижи.

 

Второй поход (1986 г.)

.

Каргополь - Саунино Лядины – Большая Шалга – Красная Ляга Лёкшмозеро – Масельга Порженское Кенозеро (Горбачиха, Видягино, Тарышкино, Усть-Поча, Филипповское) – Конёво – Бережная Дуброва Пустынька Ракульское - Кирилловское - Турчасово - Пияла Верхняя Мудьюга Онега – Архангельск.

 

Третий поход (1987 г.)

Архангельск – Холмогоры – Ломоносово – ЧухчерьмаВерхние Матигоры – Антониев-Сийский монастырь - Емецк – Зачачье – Ратонаволок – Березник - Заостровье (Яковлевское или Яковлевская) Виноградовского р-на - Сельцо - ТулгасВерхняя Уфтюгаснова Архангельск – Ижма – Лявля – Конецдворье Заостровье (Рикасово) Приморского р-на – Малые Корелы – г. Онега – д. Подпорожье (Онежского р-на)д. Унежмастанция Унежма – Малошуйка - Нименьга - Ворзогоры

________________________

.Деревня Мондино

(Дополнение ко Второму походу)

________________________

Унежма-Каргополье-Кенозерье 2006

(Отчет о 20-дневной поездке по маршруту: д. Унежма, ст. Обозерская, Каргополь, Ошевенск, Красная Ляга, Лядины, Лёкшмозеро, Масельга, совершенной автором в 2006 году. Вторая часть маршрута, начиная с Каргополя, была задумана как частичное повторение Второго похода по прошествии ровно двадцати лет).

 

 

.


Главная     По русскому Северу    Три похода по Северу